Технические руководства
Главная Руководства по ремонту Статьи по ремонту Запчасти для автомобилей

4.7 Окисляющий катализатор и катализатор тройного действия Renault 19 1989-1996

Окисляющий катализатор и катализатор тройного действия

Обычно катализатором является вещество, которое ускоряет химическую реакцию при более низкой температуре. Такими веществами являются драгоценные металлы — платина и родий. Когда речь идет о катализаторе в автомобиле, то имеются в виду не эти каталитические вещества, а составная часть системы выхлопа.

Катализатор внешне похож на глушитель. В нем находится керамическая конструкция, состоящая из огромного количества маленьких ячеек. Поверхность этих ячеек обработана тонким слоем драгоценных металлов. Дизельный двигатель: катализатор воздействует на оба вредных вещества (окись углерода и соединения углеводорода). В катализаторе происходит окисление до 50% этих веществ до безвредных соединений, таких, как углерод и водяные пары. Особое значение при этом имеет уменьшение углеводородов, так как (хотя катализатор не является фильтром для сажи) он способствует сокращению содержания сажи в выхлопе. Причина этого: газообразный углеводород оседает на твердых частицах сажи и тем самым увеличивает количество выбрасываемой сажи. Если же углеводород окисляется в катализаторе, то он уже не может соединяться с сажей.

Бензиновые двигатели: самым эффективным на сегодняшний день способом нейтрализации отработавших газов на автомобилях с бензиновым двигателем является катализатор тройного действия.

Регулировка происходит в диапазоне от l = 0,8 до l = 1,2 в быстро изменяющемся порядке: увеличение подачи воздуха для сгорания углеводородов, уменьшение подачи воздуха для снижения выброса окислов азота. Образующиеся из этой смеси газообразные отходы поступают в катализатор, где почти полностью (при новом катализаторе примерно до 90%) превращаются в такие безвредные соединения, как углекислый газ, пары воды и азот. Во время прогрева двигателя устройство не работает, а затем, включившись, поддерживает среднюю величину l. То же самое происходит при полном открытии дроссельной заслонки.

Рабочие температуры

Прежде чем катализатор начнет работать, он должен достигнуть температуры около 300 °C. Эта температура достигается через 25—270 секунд. Немного быстрее своей рабочей температуры достигает лямбда-зонд, так как он дополнительно нагревается с помощью электричества.

Катализатор и зонд-лямбда весьма чувствительны к перегреву. Если температура катализатора превышает 900 °С, то сильно увеличивается его износ, начиная с температуры 1200 °С и выше, катализатор перестает работать. То же самое относится к лямбда-зонду. При перегреве катализатора разрушается его керамическая конструкция и он начинает болтаться в своем корпусе. Это можно определить по характерным стукам в системе выхлопа. В этом случае катализатор необходимо заменить.

Меры предосторожности для автомобилей с катализатором

В руководстве по эксплуатации имеется масса рекомендаций для автомобилей с катализатором. Особенно опасным является несгоревшая рабочая смесь, которая окисляется в горячем катализаторе, что может привести при запуске двигателя к критическому повышению температуры.

Ниже мы приводим самые важные рекомендации:

Если происходят перебои в зажигании, проверьте его исправность. Летом при высокой температуре воздуха, при долгом отсутствии дождей будьте осторожны, так как при парковке автомобиля после долгой поездки может загореться сухая трава или листва от горячего корпуса катализатора. Регулярно проверяйте состояние теплоизолирующих кожухов автомобиля.