Технические руководства
Главная Руководства по ремонту Статьи по ремонту Запчасти для автомобилей

3.4 Настройки двигателя и описание основных процедур его обслуживания Nissan Patrol 1988-1997

Настройки двигателя и описание основных процедур его обслуживания

border=

Бумажные фильтрующие элементы влей не подлежат промывке бензином или любым другим растворителем. При пропитывании элемента топливом или маслом он должен быть заменен на новый.


 ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

Отдайте одну или несколько (в зависимости от конструкции воздухоочистителя) гаек-барашков крепления верхней крышки воздухоочистителя, снимите шайбу(ы). Отпустите оставшиеся зажимы, снимите крышку и извлеките фильтрующий элемент из главного корпуса воздухоочистителя. Протрите изнутри крышку и корпус воздухоочистителя, тщательно очистив их от пыли и масляных отложений. При этом постарайтесь не допустить попадания посторонних предметов и прочего мусора в горловину карбюратора Проверьте состояние элемента, в случае необходимости замените его. Установку производите в обратном порядке. При этом обратите внимание на следующие моменты:Элемент должен быть установлен строго по центру главного корпуса воздухоочистителя;Прежде чем затягивать гайки-барашки, зафиксируйте верхнюю крышку зажимами;Сперва затяните гайки-барашки лишь до введения их в контакт с поверхностью крышки, затем дотяните их еще на три оборота.

Модели 4.2 л поздних лет выпуска, оборудованные системой впрыска топлива (EFI)

В воздухоочиститель моделей, оборудованных системой EFI устанавливается вязкостной фильтрующий элемент, который не нуждается в периодической чистке между заменами.

Настройки двигателя и описание основных процедур его обслуживания Nissan PatrolЗамена такого фильтрующего элемента производится через каждые 40 000 км пробега (см. сопроводительную иллюстрацию), причем этот интервал следует считать лишь ориентировочным, так как в случае эксплуатации автомобиля в напряженных условиях.

 ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

Отсоедините отрицательный провод от батареи. Рассоедините электрический разъем измерителя воздушного потока, отсоедините от измерителя вакуумные шланги. Отпустите зажимы крепления верхней части кожуха воздухоочистителя к нижней. Приподнимите верхнюю половину кожуха и извлеките фильтрующий элемент. Установку производите в обратном порядке с учетом следующих моментов: Перед сборкой воздухоочистителя тщательно протрите обе половины его кожуха изнутри и снаружи смоченной в масле ветошью, следя за тем, чтобы мусор не попал в измеритель воздушного потока.Проследите за правильностью установки элемента в верхней половине кожуха воздухоочистителя.Проследите за надежностью подсоединения электропроводки к измерителю воздушного потока.

Проверка состояния и замена топливного фильтра

Настройки двигателя и описание основных процедур его обслуживания Nissan PatrolВ двигательном отсеке осмотрите топливный фильтр на наличие признаков попадания в него грязи и воды (на сопроводительной иллюстрации показано расположение топливного фильтра на моделях 3.0 л). В случае выявления таковых, либо если подошел срок плановой смены фильтра, приступайте к его замене.

 ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

Извлеките фильтр из монтажного хомута и пережмите зажимом вблизи фильтра шланг, идущий от топливного бака. При затягивании зажима постарайтесь не повредить шланг. Установите под фильтр сливную емкость. Отпустите шланговые хомуты, отсоедините фильтр от топливной линии и слейте остатки топлива из шлангов в приготовленную емкость.Наденьте шланги на соответствующие штуцеры нового фильтра и затяните хомуты. border=

Правильная регулировка усилия натяжения приводных ремней позволяет избежать их проскальзывания, в то же время не перегружая подшипники обслуживаемых агрегатов, что особо важно в случае генератора и водяного насоса.

Схемв прокладки приводных ремней на моделях с двигателем 3.0 л

Настройки двигателя и описание основных процедур его обслуживания Nissan Patrol1 — шкив вентилятора/водяного насоса
2 — шкив компрессора кондиционера воздуха
3 — шкив рулевого насоса
4 — натяжной ролик
5 — шкив коленчатого вала
6 — генератор
А = вентиляторный ремень,
В = приводной ремень рулевого насоса,
С = приводной ремень компрессора кондиционера воздуха

Прокладка ремней на двигателе 4.2 л

Настройки двигателя и описание основных процедур его обслуживания Nissan Patrol1 — шкив генератора
2 — шкив вентилятора
3 — натяжной ролик
4 — шкив рулевого насоса
5 — шкив компрессора кондиционера воздуха
6 — шкив коленчатого вала
А = вентиляторный ремень,
В = приводной ремень рулевого насоса,
С = приводной ремень компрессора кондиционера воздуха

Вентиляторный ремень (ремни)

 ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

Надавите на вентиляторный ремень (ремни) на участке посередине между шкивами генератора и водяного насоса с усилием 98 Н (усилие большого пальца). Требуемый прогиб ремня составляет 4 ÷ 8 мм для моделей 3.0 л и 13 ÷ 15 мм для моделей 4.2 л. border=

Если в наличии имеется омметр, может быть произведено измерение резистивного сопротивления ВВ проводов.


 ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

Настройки двигателя и описание основных процедур его обслуживания Nissan Patrol Сняв крышку распределителя вместе с подсоединенными к ней ВВ проводами, начинайте поочередно замерять сопротивление каждого из проводов, подсоединяя щупы омметра к свечному наконечнику провода и соответствующей клемме внутри крышки распределителя (см. сопроводительную иллюстрацию). Сопротивление не должно превышать 30 кОм. Если результат измерения превышает значение 30 кОм, отсоедините соответствующий провод от крышки распределителя и повторите измерение уже отдельно для провода. Если результат подтверждается, провод подлежит замене. Повышенное сопротивление в крышке распределителя может связано с окислением ее клемм. В этом случае следы коррозии должны быть удалены с клемм при помощи подходящего скребка небольшого размера или наждачной бумаги.
border=

Если динамометрического ключа под рукой не имеется, свечи следует затягивать с особой осторожностью, так как перетягивание чревато срывом резьбы в посадочных отверстиях в теле изготовленной из мягкого алюминиевого сплава головки цилиндров. Достаточно будет после затягивания свечей вручную довернуть их еще на 1/4 оборота специальным свечным ключом, оборудованным мягкой вставкой.

Регулировка зазоров клапанов (модели 4.2 л)

border=

Если регулировка клапанов производится после выполнения обслуживания головки цилиндров или коромысел, первоначальную установку следует произвести на холодном двигателе.

Снимите рукав воздухозаборника, проложенный между воздухоочистителем и циклонным пылеотделителем предварительной очистки. Во избежание попадания грязи в двигатель протрите подходящим растворителем стык крышки головки цилиндров с корпусом головки. Отсоедините шланги вентиляции двигателя, отдайте крепежные болты и снимите крышку головки цилиндров. Настройки двигателя и описание основных процедур его обслуживания Nissan PatrolПроворачивая двигатель в нормальном направлении (см. Раздел Общая информация в начале Главы), приведите поршень первого цилиндра в положение ВМТ конца такта сжатия. При этом распределительная метка на шкиве коленчатого вала должна совместиться с нулевой меткой на крышке привода газораспределительного механизма (см. сопроводительную иллюстрацию), а два клапана шестого цилиндра - занять положения перекрытия: один, непосредственно предшествующее закрыванию, второй - открыванию. Настройки двигателя и описание основных процедур его обслуживания Nissan PatrolПри помощи лезвия 0.38 мм измерительного щупа оцените зазор между торцом стержня впускного клапана первого цилиндра и рабочей поверхностью его коромысла (см. сопроводительную иллюстрацию). Лезвие должно с легким сопротивлением проходить через зазор.В случае необходимости корректировки ослабьте контргайку регулировочного винта коромысла и вращайте винт, добиваясь требуемого результата. Зафиксировав винт в выбранном положении, затяните контргайку. Еще раз повторите проверку зазора щупом после затягивания контргайки. Действуя аналогичным образом, проверьте и откорректируйте зазоры следующих клапанов: выпускные первого, третьего и пятого цилиндров, впускные второго и четвертого цилиндров. Проверните коленчатый вал на один полный оборот в направлении нормального вращения таким образом, чтобы поршень шестого цилиндра переместился в положение ВМТ конца такта сжатия. Указанное выше положение перекрытия займут соответственно клапаны первого цилиндра. Теперь выполните проверку и корректировку зазоров выпускных клапанов второго, четвертого и шестого цилиндров и впускных - третьего, пятого и шестого. Установите на место крышку головки цилиндров, заменив при необходимости уплотнительную прокладку, и рукав воздухозаборника. Запустите двигатель и проверьте крышку головки цилиндров на наличие признаков утечек. При выявлении таковых устраните причину.

Проверка компрессионного давления

 ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

Отсоедините ВВ провода от свечей зажигания. Очистите от грязи и мусора свечные ниши. Выверните свечи. Рассоедините электрический разъем на карбюраторе для предотвращения срабатывания электромагнитного клапана прекращения подачи топлива. На моделях 3.0 л рассоедините электрический разъем распределителя с целью обесточивания системы зажигания. На моделях 4.2 л для обесточивания системы зажигания отсоедините положительный провод от катушки. Заизолируйте наконечник провода скотчем с целью предотвращения случайного короткого замыкания.Настройки двигателя и описание основных процедур его обслуживания Nissan Patrol Установите компрессометр в гнездо свечи зажигания первого цилиндра (см. сопроводительную иллюстрацию) (следуйте инструкциям изготовителя прибора).Попросите помощника полностью открыть дроссельную заслонку и провернуть двигатель стартером. После считывания максимального показания измерителя (обычно таковое достигается на третьем-четвертом обороте двигателя) стартер можно выключить. Запишите результат и повторите проверку для оставшихся цилиндров. Сравните между собой все снятые показания (требуемые значения и допустимая разница между цилиндрами приведены в таблицах размеров и регулировок в конце Руководства). Если компрессионное давление в одном или нескольких цилиндрах занижено, произведите следующую дополнительную проверку: Влейте в соответствующее свечное отверстие(я) небольшое количество двигательного масла, для равномерности распределения масла в цилиндре(ах) проверните двигатель.Повторите проверку компрессионного давления для данного цилиндра(ов).

Существенное возрастание компрессионного давления после заливки в цилиндр масла является признаком износа или повреждения поршневых колец, поршня или зеркала цилиндра.

Отсутствие каких-либо заметных изменений в показаниях можно рассматривать как признак заклинивания, прогорания, либо повреждения клапанов или нарушения герметичности прокладки головки цилиндров.

Модели 4.2 л поздних лет выпуска, оборудованные системой впрыска топлива (EFI)

 ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

Запустите двигатель и прогрейте его до нормальной рабочей температуры. Выключите зажигание. Сбросьте давление в системе питания. Снимите фильтрующий элемент воздухоочистителя и свечи зажигания. Отсоедините ВВ провод катушки зажигания от крышки распределителя и заземлите его на массу. Установите компрессометр в свечное отверстие первого цилиндра (следуйте инструкциям изготовителя прибора). Попросите помощника полностью открыть дроссельную заслонку и проворачивать двигатель стартером до тех пор, пока не будет достигнуто максимальное показание прибора (обычно достаточно оказывается трех-четырех оборотов). Запишите показание и повторите проверку для оставшихся цилиндров. Сравните между собой все снятые показания (требуемые значения и допустимая разница между цилиндрами приведены в таблицах размеров и регулировок в конце Руководства). Если компрессионное давление в одном или нескольких цилиндрах занижено, произведите следующую дополнительную проверку: Влейте в соответствующее свечное отверстие(я) небольшое количество двигательного масла, для равномерности распределения масла в цилиндре(ах) проверните двигатель.Повторите проверку компрессионного давления для данного цилиндра(ов).

Существенное возрастание компрессионного давления после заливки в цилиндр масла является признаком износа или повреждения поршневых колец, поршня или зеркала цилиндра.

Отсутствие каких-либо заметных изменений в показаниях можно рассматривать как признак заклинивания, прогорания, либо повреждения клапанов или нарушения герметичности прокладки головки цилиндров.

Обслуживание распределителя зажигания

На автомобили серии Patrol/Maverick, описываемые в данном Руководстве устанавливается один из двух типов распределителей. В моделях 3.0 л используется электронный распределитель зажигания, на модели 4.2 л устанавливается распределитель с прерывателем контактов.

Распределители оборудованы специальным блоком, ограничивающим максимальные обороты значением 5000 ÷ 5400 в минуту и получившим соответственно название ограничителя оборотов. Блок состоит из подпружиненной роторной кнопки и специальной крышки, которые по достижении оборотами двигателя критического значения отключают все свечи зажигания, кроме свечей второго и пятого цилиндров.

Распределители с контактным прерывателем оборудованы сменными контактами и конденсатором и нуждаются в регулярном обслуживании, смазывании кулачка и механизма корректора опережения зажигания, а также чистке внутренних поверхностей и компонентов крышки.

Электронная система зажигания не нуждается в обслуживании, кроме периодической чистки и проверки состояния крышки и роторной кнопки распределителя, а также смазки центробежного механизма корректировки опережения зажигания.

border=

Новые контакты прерывателя должны быть перед установкой тщательно промыты в растворителе с целью удаления с них антикоррозионного покрытия.

Установите на распределитель конденсатор и затяните винт его крепления. Проследите за правильностью прокладки НВ провода. Набейте немного высокотемпературной смазки под пяту трущегося блока контактов прерывателя, немного смазки нанесите также на рабочие выступы кулачковой сборки. Установите новую контактную сборку в пластину основания прерывателя и временно затяните крепежные винты, проследив за правильностью установки провода заземления. Проверните двигатель таким образом, чтобы трущийся блок подвижного контакта оказался на выступе кулачка. Слегка ослабьте винты крепления неподвижного контакта при помощи подходящей отвертки и сдвиньте пластину контактов в требуемом направлении, добиваясь зазора в 0.45 ÷ 0.55 мм между контактами (воспользуйтесь щупом лезвийного типа - лезвие соответствующей толщины должно проходить в зазоре с легким сопротивлением). По завершении корректировки зазора затяните винты крепления пластины. Несколько раз проверните двигатель и повторите измерение. Подсоедините НВ провод прерывателя к блоку изолятора на стенке распределителя и установите на место экран ограничителя оборотов, бегунок и крышку распределителя. В соответствии с инструкциями изготовителей подсоедините к двигателю измеритель длительности замкнутого состояния контактов распределителя, тахометр и стробоскоп и проверьте установки оборотов холостого хода, длительности замкнутого состояния контактов и угла опережения зажигания.

Модели 4.2 л поздних лет выпуска, оборудованные системой впрыска топлива (EFI)

Электронная система практически не нуждается в обслуживании, хотя и рекомендуется периодически производить снятие, чистку и проверку состояния крышки распределителя.

Начисто протрите крышку распределителя мягкой ветошью и тщательно осмотрите ее изнутри и снаружи на наличие трещин. При обнаружении трещин, признаков чрезмерного обгорания клемм или износа угольной щетки замените крышку с роторной кнопкой.

Порядок снятия, проверки состояния и установки распределителя описан в Разделе, посвященном системам впрыска топлива и управления двигателем в Главе Системы питания и выпуска отработавших газов.

Правила подсоединения диагностического оборудования

border=

Ни в коем случае не отсоединяйте стробоскоп с питанием от батареи автомобиля при работающем двигателе, так скачок напряжения может привести к выходу из строя генератора.
Не допускайте размыкания ВВ проводов во избежание повреждения компонентов системы зажигания.

Тахометр

 ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

Удостоверьтесь, что имеющийся в наличии тахометр годен для проверки системы зажигания Вашего автомобиля. В системах с прерывателем контактов подсоедините сигнальный щуп тахометра к отрицательной клемме катушки зажигания. Дальнейшие подсоединения производите в соответствии с инструкциями изготовителя прибора. В системах с электронным зажиганием, оборудованных специальным разъемом для подключения тахометра подсоедините сигнальный щуп прибора к данному разъему. Дальнейшие подсоединения производите в соответствии с инструкциями изготовителя прибора.

Измеритель длительности (по углу) замкнутого состояния контактов прерывателя

Проверить длительность замкнутого состояния контактов прерывателя возможно только с применением этого прибора. На моделях с электронным зажиганием данный параметр регулировке не подлежит.

Подсоедините сигнальный щуп прибора к отрицательной клемме катушки зажигания. Дальнейшие подсоединения производите в соответствии с инструкциями изготовителя прибора.

Регулировка длительности замкнутого состояния контактов прерывателя и установки угла опережения зажигания на моделях 4.2 л

 ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

В соответствии с изложенными выше рекомендациями подсоедините к двигателю тахометр, измеритель длительности замкнутого состояния контактов прерывателя и стробоскоп. Запустите двигатель и прогрейте его до нормальной рабочей температуры. При помощи регулировочного винта выставьте обороты холостого хода двигателя в соответствии с нормативными требованиями (см. таблицы размеров и регулировок в конце Руководства). Проверьте длительность замкнутого состояния контактов прерывателя (см. таблицы размеров и регулировок в конце Руководства), в случае необходимости произведите регулировку - для уменьшения длительности увеличьте зазор в контактах, и наоборот. Для выполнения данной проверки двигатель должен быть остановлен, а крышка, ротор и экран ограничителя оборотов распределителя сняты. По завершении корректировки длительности замкнутого состояния контактов прерывателя перев